Пора в садик? Вы решили отдать своего кроху в детский сад? Что необходимо предпринять, чтобы первый «выход в свет» был удачным?
Когда лучше отдавать ребенка в детсад? — ответ на этот вечный вопрос кроется, увы, не в возрасте. Сам по себе возраст ничего не решает, а значит, подход «отпраздновали три года = отправились в сад» в корне не верен! Готовность к садику — понятие многоплановое, а не просто набор лет, навыков или умений. Для успешной адаптации ребенок должен достичь определенной стадии развития: физического, умственного и социального.
Малыш готов, если…
• В последнее время малышу стало скучно дома. Ничем ему не угодишь, а он “мается”, не может найти себе занятие. Это может означать, что ребенку пришла пора открывать новое, выйти из привычного и досконально изученного “семейного круга”.
• На прогулке ребенок сам подходит к детям на детской площадке, пробует вступить в контакт. Он уже не просто отнимает игрушку у “коллеги”, а “улаживает” конфликт словами: “Это мое!”.
• Малыш способен хотя бы несколько часов в день проводить без “главного действующего лица” в его жизни (чаще всего —мамы).
• Он внятно изъясняется, может выразить свои главные потребности словами.
• Кроха уже довольно ловкий, умеет самостоятельно кушать (и пережевывать!), моет руки и умывается, одевает и снимает с себя основные предметы одежды.
Первая помощь
Если малыш продвинулся не по всем пунктам, в ваших силах помочь ему, прежде чем вести его в детский сад:
• Почаще выводите его “в люди”, то есть “в дети”. Идеальный “переходный” вариант между исключительно домашним существованием и детским садом — посещение развивающих центров, которых существует сейчас великое множество.
• Тренируйте малыша “на расставание”. Время от времени “подкидывайте” его бабушкам и своим (знакомым крохе!) подругам.
• Помогите ему привыкнуть к определенному распорядку дня. Малышонку-дошколенку, разбалованному сердобольной бабушкой, готовой выполнить любое желание крохи (особенно, касающееся еды) по первому мановению его пальца, непросто придется в садике, где многое происходит строго по часам. Вы облегчите малышу адаптацию, если приучите его просыпаться не в 12 дня, а в 8 утра, отдыхать после обеда, не “кусочничать” между приемами пищи и.т.д. Больше рассказывайте ребенку о своих и его планах, об очередности его действий — одним словом, комментируйте временной аспект его повседневной жизни. Познакомьте его с простыми понятиями: скоро, потом, не сейчас.
Заранее организуйте встречу малыша с детским садом, сводите его (и не раз!) на экскурсию, поиграйте на детской площадке, понаблюдайте за детьми. Создайте позитивное восприятие понятия “детский сад”.
Ни в коем случае (!) не упоминайте детский сад в негативном контексте. “Вот не будешь слушаться — отведу к чужой тете-воспитательнице, уж она тебе покажет!” — явный педагогический промах и редкая мама допустит такую ошибку. Но даже “невинное” предостережение, озвученное сокрушенным тоном: “Как? Не хочешь сам пуговицы застегнуть? А кто же в садике тебе их застегивать будет?”, создает малышу определенное “настроение”, окрашенное отнюдь не в светлые тона…
Поиграйте с малышом в детский сад с помощью любимых игрушек. Например: “Кукла Катя уже большая и пошла в садик. Ах, сколько здесь деток. Катя сразу же познакомилась с куклой Машей. Они весело играют/кушают/ложатся поспать. А вечером мама забирает Катю домой. Катя прощается со своими новыми друзьями…” Такой позитив, конечно, не застрахует вас полностью от периодического утреннего нежелания идти в садик или внезапных слез в момент расставания с мамой, но сведет вероятность тотального отторжения садика к минимуму.
И, наконец, помимо готовности ребенка, следует отдельно сказать о готовности родителей. Перед тем, как вы отведете своего сына или дочь в детский сад, важно вспомнить свои собственные впечатления от детского сада, как хорошие, так и плохие. Необходимо конкретизировать свои давние, детские страхи и опасения, которые могут принять форму подсознательного сопротивления предстоящей разлуке с ребенком. Так, некоторые родители неосознанно затягивают прощание с малышом: он уже готов “оторваться” от них и бежать к детям, а мама или папа возвращаются снова и снова к двери в группу, и не могут оторвать взгляда от своего чада. В этом случае неуверенность родителя непременно передастся ребенку.
Выбираем…
Устроить малыша в хороший детсад непросто, но выполнимо, особенно, если родители подключат свой исследовательский талант. В первую очередь, следует воспользоваться услугами “сарафанного радио” — информацией от мам-соседок или знакомых.
Очень может быть, что именно «тем» садиком окажется самый обычный, расположенный рядом с вашим домом. В простой “джентльменский набор” любого государственного сада входят, как правило, предусмотренные основными программами “Малятко” и “Дитина” обучение чтению, счету, письму, логике, а также занятия по изобразительному искусству, музыке, хореографии и физкультуре. Все чаще “обживаются” в садиках психолог и логопед, а в обязательную программу почти везде включены занятия иностранными языками. Главное достоинство близлежащего садика состоит в том, что вам не придется жертвовать часом утреннего и вечернего времени на дорогу, утомительную для сонного (или уставшего за день) малыша даже в собственной машине, не говоря уж о транспорте в час “пик”. Куда приятнее пройтись в садик и из него пешком, протопать по едва выпавшему снежку или по лужицам, послушать птичек, посмотреть на девевья-цветочки — в зависимости от сезона.
Частные сады подкупают родителей следующими “изюминками”: бытовым комфортом, интерьером, обилием игрового и развивающего “реквизита”, хорошим (“домашним”) питанием, изобилием в программе “развивалок” и “оздоровлялок” (вам могут предложить бассейн, массаж, фито-процедуры, занятия у-шу, карате, теннисом, шахматами… Всего не перечислишь! Вот почему те родители, которые считают, что стандартный набор развивающих методик “маловат” для их чада, выбирают «особенные» сады.
Нововведение последних лет — “два в одном” или “школа-сад”, в которой детки могут находиться с полутора-двух до одиннадцати лет, то есть до окончания четвертого класса. Достоинство заведения состоит в том, что переход в школу проходит для ребенка плавно, в привычной обстановке.
Кого ищем?
Существует мнение, что искать необходимо не садик, а воспитателя. Насколько оно справедливо? Отчасти. Действительно, для дошкольника важна, прежде всего, эмоциональная атмосфера, ощущение безопасности и защищенности, отношение к нему как к личности, уважение к его желаниям и готовность взрослого выслушать и понять. Однако, даже самый лучший, любящий и нежный воспитатель, для которого работа является призванием, не заставит вас закрыть глаза на несоответсвие садика каким-либо из ваших “базовых” критериев, будь то “материальная часть”, то есть обстановка и состояние помещения, или концепция заведения. Рано или поздно, ваше недовольство выльется в острую необходимость “срочно что-то менять”. Поэтому, изначально, выбирая садик, постайтесь, вопреки поговорке, убить одним махом двух зайцев — найти хорошего воспитателя в детсаду, который, в целом, соотвествует вашим запросам. А еще прислушайтесь к своим чувствам и положитесь на интуицию.
Имейте в виду, что ни статус садика, ни высокая стоимость пребывания в нем не являются абсолютной гарантией качества. Не стесняйтесь все проверить, ведь вам предстоит оставлять в этом помещении, на попечении этих людей самое дорогое, что у вас есть — ваше дитя. “Антураж” садика должен внушать оптимизм, воспитатели — быть дружелюбными, здравомыслящими и обладать чувством юмора. Подробно расспросите знакомых, порекомендовавших вам это заведение, и даже незнакомых мам, которых можно “подкараулить” в час вечернего “разбирания” деток. Уточните все до мелочей:
• действительно ли дети собирают яркие конструкторы и учатся читать по кубикам Зайцева, или это всего лишь реквизит, хранящийся “мертвым грузом” как “приманка” для родителей?
• в рабочем ли состоянии бассейн? Достаточно ли во дворе места для подвижных игр? Охотно ли воспитатели общаются с родителями? Возможен ли “гибкий график” посещений (если это для вас актуально)? Работает ли садик в течении всего года? И, наконец, какова оплата (официальная и неофициальная — в виде взносов в родительский комитет, а также сумма вступительного взноса)?
Выходим “в дети”
Первое и самое главное: не начинайте “новую жизнь” с понедельника (чтобы неделя не показалась черезчур длинной), первого сентября (!) и первого рабочего дня после праздников, — дней, когда нервничают даже “бывалые” садиковские дети, когда царит атмосфера всеобщего возбуждения и некоторого хаоса. С одной стороны, все это может напугать неискушенного новичка, а с другой — велика вероятность того, что ему не уделят достаточно внимания.
Хорошо, если малыш познакомится с детсадом весной, летом или ранней осенью, то есть в “гулятельный” сезон. В этом случае период адаптации к садику обычно проходит безболезненнее, ведь возможные отрицательные эмоции крохи буквально “растворяются” на свежем воздухе, он отвлекается от грустных мыслей легче, чем во время пребывания в закрытом помещении. К тому же в этот период гораздо меньше вероятность подхватить вирусную инфекцию.
Как утро встретишь, так день и проведешь. Поэтому постарайтесь создать соответствующую атмосферу “зари дня”. Не хмурьтесь, не злитесь, не суетитесь, не повышайте на кроху голос. Даже если он допустил оплошность и разлил чай — не беда! Настроение крохи куда важнее. Путем проб и ошибок определите, каковы условия успешного утра для вашего малыша. Кому-то надо слегка перекусить, а кому-то — успеть сказать “доброе утро” любимым игрушкам…
Обязательно заведите малыша в группу, спокойно, без суеты помогите переодеться, поцелуйте его на прощание и пожелайте хорошего дня (если, конечно, в садике не заведено, что воспитатели “собирают” малышей во дворе).
Положите малышу в карман что-то из привычного ему мира (или позвольте ему выбрать игрушку — “старого друга”, с которым хорошо засыпать в незнакомой поначалу обстановке, и даже пожаловаться на обидчика.
Вначале, первые неделю-две не оставляйте малыша в садике на целый день. В первые дни вполне достаточно одного-двух часиков. Не обольщайтесь “готовностью” самого крохи в первый же день в саду “остаться на сон”. Уже к середине дня его уверенность может как рукой снять, а вас-то рядом не будет…
“Домашнему” прежде ребенку непросто привыкнуть к общественным рамкам и строгим правилам. Помогите ему. В первую очередь — поддержанием дома режима, сходного с садиковским. Во-вторых, наладьте эффективную обратную связь с воспитателями: расскажите им о характере ребенка, сообщите, как называют малыша дома (Саша, Санечка или Шурик — не правда ли, есть разница?!)
Как себя вести?
Два общеизвестных педагогических постулата, о которых не следует забывать мамам детсадовских новобранцев, гласят: не ругать ребенка, если ему что-то не удается и не сравнивать его с другими детьми. Все детки разные.
Постарайтесь, чтобы вечера стали настоящим временем для отдыха для вашего крохи. Во-первых, не обременяйте его дополнительными занятиями (как кружками-студиями, так и “домашним” интеллектуальным “напрягом”). Во-вторых, постарайтесь расставить приоритеты так, чтобы не оказалось, что вы жертвуете драгоценными минутами (в лучшем случае — часом-полутора) полноценного общения с ребенком в пользу болтовни по телефону или просиживанию перед “голубым экраном”.
Иногда малыши чувствуют некоторую свободу от тех правил поведения, которые они должны соблюдать у себя дома и эта свобода может здорово “вскружить” им голову. Для других деток новое место выглядит пугающе незнакомым и порождает страх и неуверенность. Возникают и прямые конфликты со сверстниками — это проза жизни, и никуда от нее не деться. Главное — не спугнуть доверие ребенка и вовремя обратиться за советом к психологу.
Предъявите документик!
Не откладывайте на последний момент оформление медицинской карты на ребенка. На походы в поликлинику может уйти немало времени, а без карты малыша просто не примут в садиковский коллектив. Прежде всего, необходимо прийти к участковому педиатру, который выпишет все необходимые направления. Малышу предстоит:
• сдать анализы (крови, мочи и кала на яйца глист и энтеробиоз);
• пройти осмотр у основных узких специалистов (хирург, ортопед, окулист, отоларинголог, невролог, стоматолог и логопед);
• доделать все соответствующие возрасту прививки.
Завершается медицинская одиссея визитом к снова-таки участковому педиатру, который выносит свой вердикт: годен малыш к посещению садика или нет, а также рассказывает, какие оздоровительные меры показаны вашему малышу, на что следует обратить особое внимание.
источник